Нередко дети говорят нечётко, неясно, неотчётливо, торопливо, «съедая» части слов. Становясь привычкой, такая речь в будущем может оказывать негативное воздействие на психо-эмоциональное состояние ребёнка, вызывая насмешки со стороны сверстников, особенно в новой среде, когда новичок становится объектом пристального внимания.
Подобная ситуация вполне может стать психотравмирующей для вполне благополучного ( точки зрения звукопроизношения) ребёнка, подростка, молодого человека. Более того, это может снижать самооценку в будущем и не позволять раскрыться способностям, препятствовать успешной социализации человека.
Таким образом, мы видим, что плохая ДИКЦИЯ - не такой уж безобидный речевой недочёт.
Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого и используются специальные упражнения.
Консультация с упражнениями для преодоления нарушений дикции.
Логофобия - страх речи. Опастности подросткового периода для детей, имеющих те или иные (даже самые незначительные) речевые проблемы и пути предоления СТРАХА РЕЧИ.
Едва ли не вся человеческая речь связана с общением.
Ребёнок растёт, развивается, и в подростковом возрасте общение начинает решать для него самые важные человеческие проблемы. Всё больше внимания он начинает уделять своей внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников. Он становится всё более впечатлительным, ранимым, у него возрастает страх перед речевыми ситуациями: ведь они особенно значимы для подростка. Меняется мотивация общения – и подросток болезненно фиксируется на своей речи. Как раз в это время могут возникать речевые неврозы, которые со временем иногда перерастают в логофобию – страх речи.
Страх речи опасен не только сам по себе, но и способствует невротическому развитию личности, школьной и социальной дезадаптации. Постепенно складывается чувство собственной неполноценности, уязвимость, начинается невротическое расстройство. Появляющиеся психологические особенности закрепляются и часто перерастают в стойкие психические состояния. Нет, у нас нет ни малейшего желания вас запугивать. Просто хочется привлечь внимание к вполне реальной опасности.
Впрочем, хотя преодоление такого состояния и требует специальных знаний, премудрость невелика, главное – точно выполнять рекомендации. Вот о них наш разговор.
Когда на человека смотрит множество глаз, то страх перед выступлением провоцирует напряжение всей мышечной системы, в том числе и артикуляционной мускулатуры. Очень неуверенные в себе подростки испытывают значительную тревогу в межличностных ситуациях.
Как же избежать этого напряжения?
Лучший способ заместить тревожные реакции – релаксацией, расслаблением мышц по собственному желанию.
Главное правило для говорящего – свобода мышц.
Хорошо помогает такой приём: сказать себе, что не на меня смотрят, а я смотрю на собеседника, слежу за ЕГО эмоциональным состоянием, мимикой, жестами, и моя задача – подчинить себе слушателя, заинтересовать его.
Напомните ребёнку: общение не происходит в одиночку, это – взаимодействие друг с другом. Вести диалог, устанавливать полную обратную связь с собеседником – всему этому подростка необходимо учить.
Обсудите с ним приведённые ниже правила.
Речевые правила:
- говори медленно и спокойно, выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением;
- всегда уясни, что и как ты будешь говорить;
- говори не слишком громко и не слишком тихо;
- при разговоре стой или сиди прямо и спокойно, смотри в глаза собеседнику;
- во время разговора старайся правильно распределять дыхание;
- всегда решительно и определённо произноси гласные;
- выдох направляй на гласный звук;
- в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона;
- так связывай все слова в предложении, как будто всё предложение – одно многосложное слово.
- в любой обстановке речь должна быть чёткой, спокойной, внятной, обдуманной.
Закономерный вопрос: как это реализовать на практике? Для этого существует целый ряд упражнений. Более подробную консультацию можно получить у логопеда.
Комментарии
Оставьте комментарий